no image

Yudovin Solomon Borisovich

Solomon Borisovich Yudovin (Shloyme Borukhovich) (October 15 (27), 1892, Beshenkovichi of the Lepel district of the Vitebsk province - December 5, 1954, Leningrad) - Belarusian-Jewish and Soviet graphic artist, ethnographer, representative of the «Jewish Renaissance»(«Jewish revival») and modern. Solomon Borisovich (Shloyme Borukhovich) Yudovin was born in the town of Beshenkovichi near Vitebsk (50 km to the west) into a Jewish family. The father of the future artist was a craftsman, his mother was a housewife. In 1906, at the age of eight, Shloyme Yudovin was admitted to the Vitebsk School of Drawing and Painting of Yu. M. Pen.

In 1910, thanks to the help of his uncle S. An-sky, he moved to St. Petersburg, studied at the Drawing School of the Society for the Encouragement of Arts (headed by N.K. Roerich), and at the same time from 1911 to 1913 studied at the private St. Petersburg studios of M. Bernstein, and then M. V. Dobuzhinsky. He was a member of the St. Petersburg «Jewish Society for the Encouragement of Arts» (active in 1915-1919).

From his youth Yudovin was attracted by the «Jewish Renaissance» movement, which was part of the general avant-garde movement in Russian art. This movement largely shaped his artistic interests. The participants of the «Jewish Renaissance» saw their main task in the study and artistic understanding of the Jewish national heritage: Jewish customs and traditional Jewish life. Yudovin fully shared the goals of the Jewish Renaissance movement, and therefore enthusiastically accepted the offer to participate in folklore and ethnographic expeditions along the Jewish Pale of Settlement to the cities and towns of southwestern Ukraine (Podolsk, Volyn and Kiev) provinces, organized in 1912-1914. Jewish Historical and Ethnographic Society under the leadership of S. An-sky at the expense of Vladimir Gintsburg - the son of Baron G. Gintsburg.

Preserving the traditions of folk art of the Jews of the Russian Empire was the main goal of these expeditions, in which Yudovin acted as secretary, artist and photographer. He sketched and photographed everything related to Judaica - Jewish household items, ritual accessories, gravestones (matzevah), synagogue murals, Jewish ornaments, studied the artistic features of Jewish ritual and decorative and applied art. As a photo artist, Yudovin worked in the technique of pictorialism (photo-impressionism), striving to turn photographs into works of art by influencing them in the process of shooting and developing.

A separate historical and artistic value is represented by the many images of Jewish workers and Jewish artisans captured by Yudovin the photographer, as well as various forms of Jewish collective labor: artels of ropemen, cigarettes, weavers, a match factory in Rovno, and much more. The significance of Yudovin's work in these expeditions is especially high, since his photographs were among the last, in which one can still see the traditional world of the Jewish community of the Pale of Settlement, which soon completely disappeared in the First World War, under Soviet rule and finally - during the Holocaust. In 1920, on the basis of the collected material, Yudovin published an album «Jewish Folk Ornament» of 26 linoleum engravings.

The direction of creativity and artistic style of Yudovin were formed both thanks to his activities in An-sky's expeditions, and under the influence of the Russian-Jewish avant-garde of Vitebsk and, to a lesser extent, Kiev art schools. First of all, these are M. Chagall, E. Lissitzky and N. Altman, who dreamed of creating a new Jewish style, combining the avant-garde with Jewish folk art. But with all the innovations in their works, including Yudovin's, the symbolism of the disappearing world of the Jewish shtetl is always clearly manifested, which was and remains a source of inspiration for them. The work of Yudovin himself also influenced the artists of the Vitebsk school. Their masterly combination of generality with documentary concreteness was further developed by Yudovin, and the specific details in his works only emphasize the deep symbolism of the works.

Book graphics occupied an important place in Yudovin's work, and in the 1930s-1940s, book illustrations began to occupy the main place in his work. Yudovin worked mainly in the technique of woodcut and linoleum engraving. During this period, his work rose to a new level - he learned to convey the illusion of depth with much more meager means, without using unusual angles, extremely high horizons and a highly distorted perspective.

The first works in this area were the covers for the collection of poems by M. Yudovin «Knoiln» («Balls») (1922), for the book by P. Amp «Song of Songs» (1925). Later Yudovin illustrated such books as «An Old Story» by S. Ye. Rosenfeld, «The Prodigal Demon» (1931) by L. Rakovsky, «Near the Dnieper» (1933) by D. R. Bergelson, «The Story of My Life» (1934) A. Svirsky, «The Journey of Benjamin III» (1935) Mendele Moicher-Sforim, «Tales of the Seven Ghettos» by E.-E. Kish, «The Jew Suess» by L. Feuchtwanger (1938-1939), «Poems» by NA Nekrasov, «Historical Novels» (1949) by O.D. Forsh and others. In total, during his creative life, Yudovin created illustrations for 60 books, seven of which, for one reason or another, did not see the light of day. Among the unpublished ones were his best works on the Jewish theme: «Jewish folk ornament», «Jew Suss» and «The Journey of Benjamin III».

Lyon Feuchtwanger highly appreciated Yudovin's talent as an illustrator, writing to him in a personal letter: «I sincerely thank you for your letter and especially for the wonderful gift you have made - for your prints. I have already written to the publishing house, how extremely talented I consider your prints ... ».

Yudovin's works are kept in the State Tretyakov Gallery, State Russian Museum, State Museum of Fine Arts named after A.S. Pushkin, in the Russian Ethnographic Museum, in the National Art Museum of the Republic of Belarus, in the Art Museum of Vitebsk, in Israel, in private collections.

Gallery of patterns
lot 23. «In the workshop», Yudovin Solomon Borisovich.

lot 23. «In the workshop»

Yudovin Solomon Borisovich

Аукцион № 12

from the series «Leningrad during the Great Patriotic War», linocut, 23.5x18 cm, sheet: 40x30 cm, 1943

Start price: 3 000 

1

no image

Юдовин Соломон Борисович

Соломон Борисович Юдовин (Шлойме Борухович) (15 (27) октября 1892, Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии — 5 декабря 1954 года, Ленинград) — белорусско-еврейский и советский график, художник, этнограф, представитель «Еврейского ренессанса» («Еврейского возрождения») и модерна. Соломон Борисович (Шлойме Борухович) Юдовин родился в местечке Бешенковичи под Витебском (в 50 км к западу) в еврейской семье. Отец будущего художника был ремесленником, мать — домохозяйкой. В 1906 году в восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Ю. М. Пэна.

В 1910 году благодаря помощи своего дяди С. Ан-ского переехал в Петербург, учился в Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н. К. Рерихом), и одновременно с 1911 года до 1913 года обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна, а затем М. В. Добужинского. Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств» (действовавшего в 1915-1919 годах).

Юдовина с юности привлекало движение «Еврейского ренессанса», которое было частью общего авангардного движения в искусстве России. Это движение во многом и сформировало его художественные интересы. Участники «Еврейского ренессанса» видели свою главную задачу в изучении и художественном осмыслении еврейского национального наследия: еврейских обычаев и традиционного еврейского быта. Юдовин полностью разделял цели движения «Еврейского ренессанса», и поэтому с энтузиазмом принял предложение участвовать в фольклорно-этнографических экспедициях по еврейской черте оседлости по городам и местечкам юго-западной Украины (Подольская, Волынская и Киевская) губернии, организованных в 1912-1914 годах. Еврейским историко-этнографическим обществом под руководством С. Ан-ского на средства Владимира Гинцбурга — сына барона Г. Гинцбурга.

Сохранение традиций народного искусства евреев Российской империи было основной целью этих экспедиций, в которых Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике — предметы еврейского быта, ритуальные принадлежности, надгробия (мацевы), росписи синагог, еврейских орнаментов, изучал художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. Как фотохудожник Юдовин работал в технике пикториализма (фотоимпрессионизма), стремясь превратить фотографии в произведения искусства путём воздействия на них в процессе съёмки и проявления.

Отдельную историко-художественную ценность представляет множество запечатлённых Юдовиным-фотографом образов евреев-рабочих и евреев-ремесленников, и также различных форм еврейского коллективного труда: артели веревочников, папиросников, ткачей, спичечная фабрика в Ровно и многое другое. Значимость работы Юдовина в этих экспедициях особенно высока, поскольку его фотографии оказались в числе последних, на которых ещё можно увидеть традиционный мир еврейской общины черты оседлости, вскоре полностью исчезнувший в Первой мировой войне, при советской власти и окончательно — во время Холокоста. В 1920 году на основе собранного материала Юдовин издал альбом «Еврейский народный орнамент» из 26 линогравюр.

Направление творчества и художественный стиль Юдовина формировались как благодаря его деятельности в экспедициях Ан-ского, так и под влиянием русско-еврейского авангарда Витебской и, в меньшей степени, Киевской художественных школ. В первую очередь это — М. Шагал, Э. Лисицкий и Н. Альтман, которые мечтали создать новый еврейский стиль, соединив авангард с еврейским народным искусством. Но при всех новациях в их произведениях, в том числе и у Юдовина, всегда четко проявляется символика исчезающего мира еврейского местечка, который был и остался для них источником вдохновения. Творчество самого Юдовина также оказало влияние на художников Витебской школы. Их виртуозное сочетание обобщённости с документальной конкретностью у Юдовина получило дальнейшее развитие, и конкретные подробности в его работах только подчёркивают глубокий символизм произведений.

Большое место в творчестве Юдовина занимала книжная графика, а в 1930—1940-е годы иллюстрирование книг стало занимать главное место в его творчестве. Юдовин работал, в основном, в технике ксилографии и линогравюры. В этот период его творчество поднялось на новый уровень — он научился передавать иллюзию глубины гораздо более скупыми средствами, не используя необычные ракурсы, предельно высокие горизонты и сильно искажённую перспективу.

Первыми работами в этой области стали обложки к сборнику стихов М. Юдовина «Кнойлн» («Клубки») (1922), к книге П. Амп «Песнь Песней» (1925). В дальнейшем Юдовин иллюстрировал такие книги, как «Старинная повесть» С. Е. Розенфельда, «Блудный бес» (1931) Л. Раковского, «У Днепра» (1933) Д. Р. Бергельсона, «История моей жизни» (1934) А. Свирского, «Путешествие Вениамина III» (1935) Менделе Мойхер-Сфорима, «Рассказы о семи гетто» Э.-Э. Киша, «Еврей Зюсс» Л. Фейхтвангера (1938—1939), «Стихотворения» Н. А. Некрасова, «Исторические романы» (1949) О. Д. Форш и другие. Всего за свою творческую жизнь Юдовин создал иллюстрации к 60-ти книгам, семь из которых, по тем или иным причинам, не увидели света. В числе неизданных оказались и его лучшие работы на еврейскую тему: «Еврейский народный орнамент», «Еврей Зюсс» и «Путешествие Вениамина 3-го».

Лион Фейхтвангер высоко оценил талант Юдовина как иллюстратора, написав ему в личном письме: «Сердечно благодарю Вас за письмо и особенно за прекрасный подарок, сделанный Вами, — за Ваши гравюры. Я уже написал издательству, какими исключительно талантливыми я считаю Ваши гравюры…».

Работы Юдовина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Российском этнографическом музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в Художественном музее Витебска, в Израиле, в частных коллекциях.

Галерея работ
lot 23. «В мастерской», Юдовин Соломон Борисович.

lot 23. «В мастерской»

Юдовин Соломон Борисович

Аукцион № 12

из серии «Ленинград в дни Великой Отечественной войны», линогравюра, 23.5х18 см, лист: 40х30 см, 1943

Стартовая цена: 3 000 

«Ленинград в дни великой отечественной войны», Юдовин Соломон Борисович.

lot 214. «Ленинград в дни великой отечественной войны»

Юдовин Соломон Борисович

Аукцион № 19

18 репродукций линогравюр, 40х30 см, 1969. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград. Тираж 25000 экз.

Стартовая цена: 8 000 

«Ленинград в дни великой отечественной войны», Юдовин Соломон Борисович.

lot 242. «Ленинград в дни великой отечественной войны»

Юдовин Соломон Борисович

Аукцион № 24

альбом, 18 репродукций линогравюр, 40х30 см, 1969. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград. Тираж 25000 экз.

Стартовая цена: 7 000 

1