no image

Kustodiev Boris Mikhailovich

Boris Mikhailovich Kustodiev (February 23 (March 7), 1878, Astrakhan - May 26, 1927, Leningrad) - Russian artist. Academician of painting at the Imperial Academy of Arts (1909). Member of the Association of Artists of Revolutionary Russia (since 1923). Portrait painter, theater artist, decorator. Boris Kustodiev was born in Astrakhan. His father, Mikhail Lukich Kustodiev (1841-1879, Astrakhan), was a professor of philosophy, the history of literature and taught logic at a local theological seminary.

Father died when the future artist was not even two years old. Boris studied at the parish school, then at the gymnasium. From the age of 15 he took drawing lessons from a graduate of the Petersburg Academy of Arts P. Vlasov. In 1896 he entered the Higher Art School at the Imperial Academy of Arts. He studied first in the workshop of V. E. Savinsky, from the second year - with I. E. Repin. He took part in the work on Repin's painting «The ceremonial meeting of the State Council on May 7, 1901» (1901-1903, Russian Museum, St. Petersburg). Despite the fact that the young artist gained wide fame as a portrait painter, Kustodiev chose a genre theme («At the farmer's market») for his competitive work, and in the fall of 1900 went in search of nature to the Kostroma province. Here Kustodiev met his future wife - 20-year-old Julia Yevstafyevna Proshinskaya. Subsequently, the artist performed several pictorial portraits of his beloved wife.

October 31, 1903 finished the training course with a gold medal, received the title of artist for the painting «At the farmer's market», and the right to an annual retirement trip abroad and around Russia. Before the end of the course, he took part in international exhibitions in St. Petersburg and Munich (a large gold medal of the International Association).

In December 1903, he arrived in Paris with his wife and son. During his trip, Kustodiev visited Germany, Italy, Spain, studied and copied the works of old masters. He entered the studio of Rene Menard.

Six months later, Kustodiev returned to Russia and worked in the Kostroma province on a series of paintings «Fairs» and «Village Holidays». In 1904 he became a founding member of the New Society of Artists. In 1905-1907 he worked as a cartoonist in the satirical magazine «Zhupel» (the famous picture «Introduction. Moscow»), after its closure - in the magazines «Hellish Post» and «Sparks». Since 1907 - a member of the Union of Russian Artists. In 1909, on the proposal of Repin and other professors, he was elected a member of the Academy of Arts. At the same time, Kustodiev was asked to replace Serov as a teacher of the portrait-genre class at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture, but fearing that this activity would take up a lot of personal work and did not want to move to Moscow, Kustodiev resigned. Since 1910 - a member of the renewed «World of Art».

In 1909, Kustodiev appeared the first signs of a spinal cord tumor. Several operations brought only temporary relief; the last 15 years of his life, the artist was confined to a wheelchair. Due to illness, he was forced to write works lying down. However, it was during this difficult period of his life that his most vivid, temperamental, cheerful works appeared. In 1913 he taught at the New Art Studio (St. Petersburg).

In 1914, Kustodiev rented an apartment in a St. Petersburg apartment building at the address: Yekateringovsky Prospekt, 105. From 1915 until the end of his life he lived in the apartment building of E.P. Mikhailov (Vvedenskaya street, 7, apt. 50).

Since the beginning of the 1900s, Boris Mikhailovich developed a peculiar portrait genre, or rather, a portrait-picture, portrait-type, in which the model is connected together with the surrounding landscape or interior. At the same time, this is a generalized image of a person and his unique individuality, revealing it through the world around the model. In their form, these portraits are associated with the genre images-types of Kustodiev («Self-portrait» (1912), portraits of A. I. Anisimov (1915), F. I. Chaliapin (1922)).

But Kustodiev’s interests went beyond the portrait: it was not by chance that he chose a genre picture for his thesis («At the farmer's market» (1903), it wasn’t preserved). In the early 1900s, he went to work in the Kostroma province for several years in a row. In 1906, Kustodiev appeared with works that were new in concept - a series of paintings on the themes of a brightly-festive peasant and provincial bourgeois-merchant life (Balagany, Maslenitsa), in which the features of modernity are visible. Spectacular, decorative works reveal the Russian character through the everyday genre. On a deeply realistic basis, Kustodiev created a poetic dream, a tale of provincial Russian life. Of great importance in these works is given to the line, pattern, color spot, forms are generalized and simplified - the artist turns to gouache, tempera. The artist’s works are characterized by stylization - he studies the Russian parsuna of the 16th – 18th centuries, lubok, signs of provincial shops and taverns, and folk crafts.

In the future, Kustodiev gradually shifted more and more towards the ironic stylization of the folk and, especially, the life of the Russian merchants with a riot of colors and flesh («Beauty», «Russian Venus», «Tradeswoman for tea»).

For Russian Venus, Kustodiev did not have a finished canvas. Then the artist took his own painting «On the Terrace» and began to write on its reverse side. Boris Mikhailovich was very ill. He could only sit in a special stroller for no more than two or three hours a day, overcoming a terrible pain in his whole body. Sometimes I could not pick up a brush. His life at that time was a feat. This painting was, as it were, the result of his life - a year later Kustodiev died.

He was buried at the Nikolsky cemetery of the Alexander Nevsky Lavra. In 1948, the ashes and the monument were transferred to the Tikhvin cemetery of the Alexander Nevsky Lavra.

Gallery of patterns
It is sold for: 7 000 
lot 64. «Summer», Kustodiev Boris Mikhailovich.

lot 64. «Summer»

Kustodiev Boris Mikhailovich

Аукцион № 3

author lithography, 40.7x31.5 cm, 1921

Start price: 7 000 

lot 49. «Spring», Kustodiev Boris Mikhailovich.

lot 49. «Spring»

Kustodiev Boris Mikhailovich

Аукцион № 4

sheet from the album «Sixteen copyright lithographs», 31.7x40.7 cm, 1921

Start price: 7 000 

lot 179. «Two emblems», Kustodiev Boris Mikhailovich.

lot 179. «Two emblems»

Kustodiev Boris Mikhailovich

Аукцион № 4

paper/woodcut: «RSFSR», «Labor and Knowledge»; dimensions: 5x3.5 cm, 4.5x4.3 cm. 1920s

Start price: 3 000 

1

no image

Кустодиев Борис Михайлович

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник. Академик живописи Императорской Академии художеств (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор. Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841—1879, Астрахань), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью, получил звание художника за картину «На базаре», и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. В 1913 г. преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).

В 1914 г. Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект, 105. С 1915 до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица, д. 7, кв. 50).

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Для «Русской Венеры» у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на ее обратной стороне. Борис Михайлович был сильно болен. Он мог только сидеть в специальной коляске не более двух-трех часов  в день, преодолевая страшную боль во всем теле. Иногда не мог взять в руки кисть. Жизнь его в это время была подвигом.  Это полотно стало как бы итогом его жизни - спустя год Кустодиев скончался.

Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Галерея работ
Продано за: 7 000 
lot 64. «Лето», Кустодиев Борис Михайлович.

lot 64. «Лето»

Кустодиев Борис Михайлович

Аукцион № 3

авторская литография, 40.7х31.5 см, 1921

Стартовая цена: 7 000 

lot 49. «Весна», Кустодиев Борис Михайлович.

lot 49. «Весна»

Кустодиев Борис Михайлович

Аукцион № 4

лист из альбома «Шестнадцать авторских литографий», 31.7х40.7 см, 1921

Стартовая цена: 7 000 

lot 179. «Две эмблемы», Кустодиев Борис Михайлович.

lot 179. «Две эмблемы»

Кустодиев Борис Михайлович

Аукцион № 4

бумага/ксилография: «РСФСР», «Труд и Знание»; размеры: 5х3,5 см, 4,5х4,3 см. 1920-е

Стартовая цена: 3 000 

«Трактир», Кустодиев Борис Михайлович.

lot 281. «Трактир»

Кустодиев Борис Михайлович

Аукцион №27

двусторонняя автолитография из альбома «16 автолитографий, издание 1921 г.» «Трактир» 24.2х31.3 см, бумага/автолитография, 1920 «Архиерей» 24.2х31.3 см, бумага/автолитография, 1921

Стартовая цена: 15 000 

1