В рамках ежегодной всероссийской акции «БИБЛИОНОЧЬ» в 2022 году в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165) состоится выставка, приуроченная 350-летию со дня рождения Петра I.
История и культура Петербурга в графике. 350 лет со дня рождения Петра I.
Выставка, является частью уникального проекта Санкт-Петербургского Союза художников и Фонда «Императорское Общество Поощрения Художеств» «История и культура Петербурга в графике» и представляет отдельные листы из альбома эстампов «350 лет со дня рождения Петра I». Проект Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, получил благодарственное письмо от папы Иоанна Павла II, Димлом Российской Академии Художеств. Эстампы создавались к 350-летию Птера I ведущими петербургскими графиками: К. Аврамова, Ю.Брехов, А. Бодров, Ю. Васильев, С. Ведерникова, В. Верещагин, А. Давыдов, Н. Домашенко, Ю. Зверлин, Е. Коньков, Ю. Куберская , О. Кукушкин, Н. Казимова, А. Москвичев, Ю. Москвичева, А. Мажуга, В. Лаврентьев, А. Лаптева, Ю. Люкшин, П. Пичугин, Л. Строгонов , Н. Сердюков, Т. Соловьева , А. Срывков, А. Рейпольский, С. Ремишевский, А. Переходько, А. Федоров, Ю. Штапаков, Н. Шабанова, Е. Черная, Л. Эскараева На выставке будет представлены работы, созданные в различных техниках – меццо-тинто, линогравюра, офорт, акватинта, автолитография и сухая игла. Основателем и руководителем этого проекта был Заслуженный художник РФ Кукушкин Олег Геннадьевич Олег (1939-2022).
Уникальность альбомов эстампов «История и культура Петербурга в графике», заключается в том, что они созданы в 5-ти авторских экземплярах.
Первая русская литография выполнена художником А.О. Орловским в 1816 г. С этого момента появился интерес к этому виду искусства и первые научные труды о технологии литографии.
Общество поощрения художеств (ОПХ), созданное в 1820 г, которое пропагандировало и поддерживало искусство, первым в России выпустило в свет альбом литографий «Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей» тиражом 350 экземпляров.
В течение XIX века и в начале XX века в Санкт-Петербурге было выпущено большое количество литографированных изданий, альбомов, книжных иллюстраций, портретов, карикатур. Широко использовалась и репродукционная литография. Это была самая демократическая форма знакомства публики с искусством.
С появлением новых полиграфических технологий акцент в литографии сместился к авторской. Станковые литографии и иллюстрации выполняли И.И. Шишкин, В. Е. Маковский, С. В. Иванов, И. Е. Репин, А. и В. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, Л. С. Бакст и другие известные художники.
Инициаторами и активными участниками массового развития искусства литографии в СССР в Петрограде и Ленинграде были выдающиеся русские советские художники Г. С. Верейский, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, Н. А. Тырса, А. П. Остроумова-Лебедева, в 1930-е годы к ним подключились молодые художники, выпускники Академии художеств.
Литографская мастерская в 1930–1950-е годы была расположена в здании Императорского общества поощрения художеств (ИОПХ), которое было передано ЛОССХ, со входом с Наб. р. Мойки, 83.
Высокий уровень художественных произведений, разнообразие тематики, а также ценовая доступность для широких масс населения, благодаря возможностям изготовления больших тиражей, сделали литографию массовой и любимой. Помимо станковых литографий многие известные художники подключились к государственной программе издания иллюстрированных книг классической литературы и книг для детей в специально созданном издательстве «ДЕТГИЗ».
В 1930-е годы в Ленинграде были созданы настоящие шедевры станковой литографии и книжной иллюстрации, золотой фонд ленинградского искусства. Эти произведения создали талантливейшие художники В. В. Лебедев, Ю. А. Васнецов, В. И. Курдов, Е. И. Чарушин, А. Н. Каплан, В. М. Конашевич, Н. И. Костров, Е. А. Кибрик, Н. Ф. Лапшин, А. Ф. Пахомов, А. Н. Самохвалов, Н. А. Тырса, А. Н. Якобсон.
В годы Великой Отечественной войны во время обороны Ленинграда в литографской мастерской Союза художников выполнялись уникальные плакаты «Боевого карандаша», выпускались литографским способом замечательные открытки.
В Ленинграде уникальные эстампы в литографской технике делались в количестве порядка 20 оттисков, на них автор ставил карандашом свою подпись, название работы, номер оттиска и общее их количество (например: 3/20; это означает оттиск номер 3, всего выполнено 20 литографий). Особенно ценными считаются первые оттиски, но для литографии это не столь важно, так как с камня можно делать высококачественные оттиски до тысяч экземпляров. Для распространения через художественные салоны и художественную лотерею станковые литографии в СССР печатались обычно тиражом 500 экземпляров. В этом случае автор писал на оттиске карандашом только название произведения и ставил подпись. Эстампы поставлялись в салоны в окантовке, с этикетками, в рамах, и, при необходимости, в футлярах.
Художники мирного времени 1950-х – 1980-х годов продолжили замечательные традиции своих предшественников довоенного и военного времени.
Много литографий ленинградских художников приобретено Государственным Русским музеем, в нем проведено несколько крупных выставок русской и советской литографии, у музея был фонд для организации передвижных выставок литографий. Есть литографии и в коллекциях Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ЦВЗ «Манеж», других петербургских музеев, в фондах Санкт-Петербургского Союза художников и в Российской Национальной Библиотеке.
Ленинградская станковая литография является уникальным явлением в искусстве СССР, России и заслуживает изучения, коллекционирования и широкого показа современным зрителям.