ГлавнаяВыставкиОбраз Родины

Образ Родины

Образ Родины

На выставке «Образ Родины» представлено более ста работ известных советских и российских художников:  В.Ф. Загонек (1919-1994), Б.С. Угаров (1922-1991), И. М. Варичев (1924-2016), Н.Е. Тимков (1912-1993), В.И. Рейхет (1922-2000), Г.А. Татаринов (1925-2006), В.П. Кранц (1913-2003), Ю.С. Подляский (1923-1987), Н.Н. Галахов (1928-2022), В.В. Прошкин (1931-2021), В.В. Набатов (1939-1995) и многие другие.

Произведения этих мастеров находятся в многочисленных музеях России, в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Каждый художник наделен подлинным даром живописца, по-своему уникален и обладает собственным выразительным языком, имеет свой неповторимый стиль, манеру и почерк, но есть и то, что их объединяет. В первую очередь, проникновенная любовь к природе и поэтическое ее восприятие. 

Острая наблюдательность и чуткость художников, их непревзойденное чувство цвета и композиции, высокое мастерство передачи живой природы — те умения, способности, навыки, которые развили художник, обучаясь в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в мастерских известных преподавателей, таких как В.М. Орешников,
А.А. Мыльников, Б.В. Иогансон, И.И. Бродский и др.

Молодые и беззаботные годы были прерваны Великой Отечественной войной. Многие были призваны на фронт. Преодолев тяжелейшие испытания, они вернулись в Ленинград, чтобы начать или продолжить обучение.
В послевоенные годы художники всецело посвятили себя живописи, усердно работали, отправлялись в многочисленные творческие поездки по стране. Очень любили подолгу жить и работать в домах творчества «Академическая дача» и «Старая Ладога». Там художники из разных частей Советского Союза собирались вместе, чтобы учиться, обмениваться опытом и писать. Такие места стали настоящим источником творческих сил и вдохновения для многих мастеров. Через картины этих удивительных живописных мест зритель может соприкоснуться с природой и ощутить единение с ней, погрузиться в собственные мысли, будоражащие хранимые нашей памятью воспоминания, образы, чувства.


«Для меня как художника природа и люди составляют нечто целое. Картина — итог живописно-пластической организация этого единения, а этюд — одна из форм размышления, раздумья над будущим полотном <...>», – говорил Б.С. Угаров.

 

Действительно, у человека и природы очень крепкая связь, они находятся в постоянном взаимодействии. Человек – это детище природы. Она - неисчерпаемый источник вдохновения, душевных и физических сил, эмоций, здоровья... Именно в ней мы часто ищем умиротворения и обретаем покой.


Мы привыкли воспринимать природу как живой организм, вот почему в различных природных явлениях склонны видеть отражение собственных тончайших и сложнейших, порою едва уловимых переживаний и настроений.
Природа невероятно богата и полна, она может показать все, что человеку неподвластно выразить словом. Художники, музыканты, писатели и поэты обладают даром выражать «неизъяснимое» на языке искусства. Образы, метафоры, сравнения, используемые для выражения чувств и переживаний зачастую они находят именно в природе.

В таком случае она становится зеркалом внутреннего мира и души автора. Внимательный и наблюдательный, чуткий ко всему художник умеет видеть в ней то, что наиболее точно выражает его состояние, и с помощью изобразительно-выразительных средств запечатлевать увиденное на холсте. В живописи - это жанр лирического пейзажа.

 

Картины природы, одновременно просты и сложны для восприятия. Просто выразить восхищение, которое они вызывают, значительно труднее понять заключенный в них смысл. Далеко не все понимают значение и возможности пейзажной живописи, поверхностно и несерьезно к ней относится, считая, что этот вид живописи не требует больших знаний и умений, не имеет большой общественной значимости. Однако это заблуждение.

 

Как говорил известный живописец и мастер пейзажа Н.Н. Галахов -
«Изображение уголка природы еще не пейзаж в большом смысле слова, так же как изображение человеческой головы не всегда является портретом, а изображение предметов - это еще не натюрморт».

Настоящий пейзаж-картина - это результат больших поисков и всестороннего мастерства художника, он требует напряжения всех сил и не меньшей внутренней законченности и композиционной слаженности, чем любой другой жанр живописи. Он может и должен быть глубоко идейно и эмоционально содержательным.

 

Кроме того, в пейзаже настоящего живописца обязательно есть подлинное изучение натуры.  
Джон Рёскин считал, что « <…>  Земля для пейзажиста представляется тем же, чем обнаженное человеческое тело для исторической живописи.  Рост растений, течение вод, игра облаков - словом, все, что происходит на ней и над ней и зависит от нее, столь же важно для живописица, как складки одеяний и волосы модели, которые зависят от изменений ее анатомии.  Эта анатомия может быть скрыта, но во всех созданиях возвышенного характера, будь то искусство или природа, она должна ощущаться во всей своей обнаженной чистоте. Законы организации земли в пейзажной картине ясны и непреложны…».

Внимательно изучая и познавая природу, погружаясь в ее богатый и разнообразный мир, художник находит что-то оригинальное и по-новому выражает увиденное.

 

Наконец, истинный живописец обладает способностью будить хранимые нашей памятью воспоминания, наблюдения, образы, чувства.  Созерцая пейзаж, зритель может перенестись в мыслях в какое-то далекое время, представить образ родной деревни, старого дома, рек, озер, полей, почувствовать знакомый аромат, услышать родные звуки и наполнится изнутри теплом, радостью и благодарностью.

Мусинова Евгения

 

Смотреть картины