Domashenko Nikolay Ivanovich

Domashenko Nikolay Ivanovich

Nikolai Ivanovich Domashenko (born September 6, 1946, Irkutsk) - Soviet and Russian artist, graphic artist, engraver, specializes in bookplate and book illustration. Honored Artist of the Russian Federation (2019). Nikolai Ivanovich Domashenko was born in 1946 in Irkutsk. Graduated from the art and pedagogical department of the Irkutsk Art School. Since 1966, Nikolai Ivanovich has been a participant in regional, regional, republican, all-Union and international exhibitions.

In 1967, Nikolai Ivanovich graduated from the Irkutsk Art School under the direction of M.D. Voronko. Illustrations for the «Tale of a military secret, about Malchish-Kibalchish and his firm word» by A.P. Gaidar were presented as his thesis. The author chose a new artistic solution - the cut applique technique, which allows creating laconic, strict stylized images. The number of colors used was limited: white sheet tone, dark black and excited red - in the images. This approach seemed to be quite consistent with the spirit of the time, since in the 1960s Soviet illustration was going through a new stage of development associated with the rejection of detailed narrative, with the awareness of the peculiarities of the language of book graphics, its conventionality and decorativeness.

At the same time he got married and a year later went to the Moscow region, where preparations were under way for the exhibition «Graphics of Siberia». In 1969 at the exhibition of the Union of Artists of the USSR appeared the first series of his works in printing technique - «The Decembrists». These works were performed using the «color autolithography» technique. One of the collections of works dedicated to the Decembrists is called «Out of the category» and is dedicated to the five hanged Decembrists. The series includes portraits of Sergei Muravyov-Apostol, Pyotr Kakhovsky, Mikhail Bestuzhev-Ryumin, Kondraty Ryleev, Pavel Pestel. An interesting technique in which these works were performed - «dry needle». Another block of graphic works is devoted to the Decembrist uprising. Nikolay Domashenko was one of the first to use color in his works.

In 1971 he was awarded the Iosif Utkin Prize of the Irkutsk Regional Committee of the Komsomol named after Iosif Utkin, awarded for creative merit. In 1973, Nikolai Ivanovich and his family moved to Novosibirsk, worked there, fulfilling individual creative orders. In 1983 Nikolai Ivanovich moved to Leningrad, worked in the Union of Artists, in an experimental workshop, in the children's art school «Alexandrino» as a teacher of drawing. In 1998, the artist, together with his fellow artists I. L. Chernov-Dyatkina, K. O. Pochtennaya, A. A. Gavrichkov and others, organized the creative group «10 Quiet». This group is characterized by the desire to avoid noisy PR campaigns, vanity, and the commercialization of the artist's labor. The group's motto is the Latin dictum «Ab ovo». Exhibitions: 1998 - «Ten Quiet» (Museum of Urban Sculpture); 1999 - «10+» (exhibition hall «Nevograf»); 2000 - «Quiet Music» (State Academic Capella); 2001 - «Walks to Pushkin» (All-Russian Museum of A. Pushkin; in addition to the works of the group members, the works of L. Sergeeva were posthumously exhibited). N.I.Domashenko has been a member of the Union of Artists since 1971. From 1988 to 1996 he was a member of the association of artists of printed graphics named after. N. A. Tyrsy.

Ex-librises constitute a separate facet of N.I.Domashenko's work. These miniatures are the most popular ex-librises in the 20th century. Their main feature is a drawing that laconically and figuratively reflects the interests, profession of the owner of the library or its composition. The author turns to different techniques for the best embodiment of his idea: this is drypoint, etching, incisal engraving, and boron engraving; often they are finalized with watercolors, which add completeness and colorful uniqueness to the prints. Sometimes the range of colors is based on the harmony of contiguous or complementary colors, sometimes it is limited by the tint, which is sparse in terms of the number of shades and brightness. Nikolay Domashenko is a permanent participant of the All-Russian Ex-libris Congress.

Works in easel and book graphics in various techniques: etching, incisor engraving, drypoint, lithography. Major works: «The Decembrists» (1969), «Tragedies of December» (1973), «Bread of Siberia» (1979), illustrative design of the works of N. V. Gogol - «Viy», «The Missing Letter», «The Night Before Christmas» (1971 —1997), Petersburg Tales (2002), The Stone Guest by A. Pushkin (1999), Ugly Swans by the Strugatsky brothers (2000) and The Tale of Khoja Nasreddin by Leonid Solovyov (2005). The engravings of N. Domashenko are characterized by romantic elation, perfection of form, sophistication of drawing.

Since 2009 Nikolay Domashenko has been collaborating with the editorial board of the Irkutsk children's literary and art magazine «Sibiryachok» - he is leading the column «To the 200th Anniversary of the Patriotic War of 1812». In October 2016, the Novosibirsk State Art Museum hosted an exhibition of works by Nikolai Ivanovich Domashenko, dedicated to his 70th birthday. Named «The Artist and the Museum», it represented both the work of the author himself and his role as a collector and donor. Nikolai Ivanovich's works are also kept in the State Hermitage Museum. 2 sheets: «The Face of the Founder» and «The Guards Carriage on Senate Square on December 14, 1825» are in the Hermitage collection as part of the album «Petersburg - the Sea Capital of Russia».

NI Domashenko's works are also in the collections of the Tretyakov Gallery, the Russian Museum, the Museum of Fine Arts. A.S. Pushkin in Moscow, the All-Russian Museum of A.S. Pushkin, the Russian National Library, the Irkutsk Regional Art Museum. V.P. Sukachev, Novosibirsk State Art Museum, State Museum of Urban Sculpture, in museums of Novgorod, Novosibirsk, Barnaul, Kemerovo, in private collections and museums.

Gallery of patterns
«Tit», Domashenko Nikolay Ivanovich.

lot 89. «Tit»

Domashenko Nikolay Ivanovich

Аукцион № 15

paper, etching, watercolor, 18x13 cm, 9/55 С, 1992

Start price: 2 000 

«Djigitovka», Domashenko Nikolay Ivanovich.

lot 95. «Djigitovka»

Domashenko Nikolay Ivanovich

Аукцион № 18

36/55, paper, etching, watercolor, 23x17 cm, sheet: 34x28 cm, 1970-92

Start price: 3 000 

«House in Konchansky», Domashenko Nikolay Ivanovich.

lot 109. «House in Konchansky»

Domashenko Nikolay Ivanovich

Аукцион № 22

dry needle, watercolor, 1998

Start price: 1 500 

1

Домашенко Николай Иванович

Домашенко Николай Иванович

Николай Иванович Домашенко (род. 6 сентября 1946 года, Иркутск) — советский и российский художник, график, гравёр, специализируется в экслибрисе и книжной иллюстрации. Заслуженный художник Российской Федерации (2019). Николай Иванович Домашенко родился в 1946 г. в Иркутске. Окончил художественно-педагогическое отделение Иркутского училища искусств. С 1966 года Николай Иванович являлся участником областных, региональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

В 1967 году Николай Иванович закончил Иркутское художественное училище под руководством М. Д. Воронько. В качестве дипломной работы были представлены иллюстрации к «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А. П. Гайдара. Автор выбрал новое художественное решение — технику прорезной аппликации, которая позволяет создавать лаконичные, строгие стилизованные образы. Было ограничено число использованных цветов: белый тон листа, мрачно-черный и взволнованно-красный — в изображениях. Такой подход представлялся вполне соответствующим духу времени, поскольку в 1960-е годы советская иллюстрация переживала новый этап развития, связанный с отказом от подробной повествовательности, с осознанием особенностей языка книжной графики, его условности и декоративности.

В это же время он женился и через год поехал в Подмосковье, где шла подготовка к выставке «Графика Сибири». В 1969 году на выставке Союза художников СССР появилась первая серия его работ в печатной технике — «Декабристы». Эти работы выполнены в технике «цветная автолитография». Одно из собраний работ, посвященных декабристам, называется «Вне разряда» и посвящено пятерым повешенным декабристам. В серию входят портреты Сергея Муравьева-Апостола, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина, Кондратия Рылеева, Павла Пестеля. Интересна техника, в которой выполнены эти работы — «сухая игла». Другой блок графических работ посвящен восстанию декабристов. Николай Домашенко одним из первых начал использовать цвет в своих работах.

В 1971 году удостоен премии Иркутского обкома ВЛКСМ имени Иосифа Уткина, присуждавшейся за творческие заслуги. В 1973 году Николай Иванович с семьей переехал в Новосибирск, работал там, выполняя индивидуальные творческие заказы. В 1983 году Николай Иванович переехал в Ленинград, работал в Союзе художников, в экспериментальной мастерской, в детской художественной школе «Александрино» преподавателем рисунка. В 1998 году художник вместе с друзьями-художниками И. Л. Черновой-Дяткиной, К. О. Почтенной, А. А. Гавричковым и другими организовали творческую группу «10 тихих». Для этой группы характерно стремление избегать шумных пиар-кампаний, суеты, коммерциализации труда художника. Девизом группы стало латинское изречение «Ab ovo». Выставки: 1998 — «Десять тихих» (Музей городской скульптуры); 1999 — «10+» (ВЗ «Невограф»); 2000 — «Тихая музыка» (Государственная академическая капелла); 2001 — «Прогулки к Пушкину» (Всероссийский музей А. С. Пушкина; помимо произведений членов группы посмертно экспонировались работы Л. Сергеевой). Н. И. Домашенко — член Союза художников с 1971 года. С 1988 по 1996 г. состоял в объединении художников печатной графики им. Н. А. Тырсы. 

Отдельную грань творчества Н. И. Домашенко составляют экслибрисы. Эти миниатюры представляют собой сюжетные экслибрисы, получившие наибольшую популярность в XX веке. Их основная особенность — рисунок, лаконично и образно отражающий интересы, профессию владельца библиотеки или её состав. Автор обращается к разным техникам для наилучшего воплощения своего замысла: это и сухая игла, и офорт, и резцовая гравюра, и гравюра бором; нередко они дорабатываются акварелью, придающей оттискам законченность и красочную неповторимость. Иногда колористическая гамма основана на гармонии сближенных или дополнительных цветов, иногда она ограничивается скупой по количеству оттенков и яркости подцветкой. Николай Домашенко постоянный участник Всероссийского конгресса экслибриса.

Работает в станковой и книжной графике в различных техниках: офорт, резцовая гравюра, сухая игла, литография. Основные работы: «Декабристы» (1969) «Трагедии декабря» (1973), «Хлеб Сибири» (1979), иллюстративное оформление произведений Н. В. Гоголя — «Вий», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством» (1971—1997), «Петербургские повести» (2002), «Каменный гость» А. С. Пушкина (1999), «Гадкие Лебеди» братьев Стругацких (2000) и «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва (2005). Гравюрам Н. Домашенко присущи романтическая приподнятость, совершенство формы, изысканность рисунка.

С 2009 года Николай Домашенко сотрудничает с редакцией иркутского детского литературно-художественного журнала «Сибирячок» — ведёт рубрику «К 200-летию Отечественной войны 1812 года». В октябре 2016 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялась выставка произведений Николая Ивановича Домашенко, посвященная его 70-летнему юбилею. Получившая название «Художник и музей», она представляла как творчество самого автора, так и его роль собирателя и дарителя.Работы Николая Ивановича хранятся и в Государственном музее Эрмитаж. 2 листа: «Лик Основателя» и «Гвардейский экипаж на Сенатской площади 14 декабря 1825 года» находятся в коллекции Эрмитажа в составе альбома «Петербург — Морская столица России».

Работы Н. И. Домашенко также находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Всероссийского музея А. С. Пушкина, Российской национальной библиотеке, Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, Новосибирский государственный художественный музей , Государственного музея городской скульптуры, в музеях Новгорода, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, в частных собраниях и музеях.

Галерея работ
«Тит», Домашенко Николай Иванович.

lot 89. «Тит»

Домашенко Николай Иванович

Аукцион № 15

бумага, офорт, акварель, 18х13 см, 9/55 С, 1992

Стартовая цена: 2 000 

«Петербург и декабристы», Домашенко Николай Иванович.

lot 84. «Петербург и декабристы»

Домашенко Николай Иванович

Аукцион № 16

офорт, 21х35 см, лист: 37х47 см, 1975

Стартовая цена: 3 000 

«Джигитовка», Домашенко Николай Иванович.

lot 95. «Джигитовка»

Домашенко Николай Иванович

Аукцион № 18

36/55, бумага, офорт, акварель, 23х17 см, лист: 34х28 см, 1970-92

Стартовая цена: 3 000 

«В ночь перед Рождеством», Домашенко Николай Иванович.

lot 137. «В ночь перед Рождеством»

Домашенко Николай Иванович

Аукцион № 21

авторская литография, по мотивам  Н. В. Гоголя, 48.5х36.5 см, 1986

Стартовая цена: 3 000 

«Дом в Кончанском», Домашенко Николай Иванович.

lot 109. «Дом в Кончанском»

Домашенко Николай Иванович

Аукцион № 22

сухая игла, акварель, 1998

Стартовая цена: 1 500 

«Петр I на прогулке», Домашенко Николай Иванович.

«Петр I на прогулке»

Домашенко Николай Иванович

350 лет со дня рождения Петра I

офорт, аквантипа, 24х26.5 см, лист: 35х45 см, 2021

Стартовая цена: 

«„Полтава“, А.С. Пушкин», Домашенко Николай Иванович.

«„Полтава“, А.С. Пушкин»

Домашенко Николай Иванович

350 лет со дня рождения Петра I

офорт, реезц, сухая игла, 29.5х24 см, лист: 45х35 см, 2020 

Стартовая цена: 

«Бегство Карла XII и гетмана Мазепы», Домашенко Николай Иванович.

«Бегство Карла XII и гетмана Мазепы»

Домашенко Николай Иванович

350 лет со дня рождения Петра I

офорт, резец, сухая игла, 29.5х24 см, лист: 45х35 см, 2020

Стартовая цена: 

1